МБОУ "Усть-Киранская СОШ-И"
село Усть-Киран, Республика Бурятия
  • Антикоррупция в школе

    Цель антикоррупционного воспитания — воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции.

    Задача антикоррупционного воспитания:

    • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
    • научиться распознавать коррупцию;
    • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
    • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и моральноэтическими нормами;
    • стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
    • формировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
    • продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией;
    • воспитать в учащихся ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);
    • способствовать реализации различных возможностей: общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность, распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать расхождения и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. д.

    Поскольку основной мишенью антикоррупционного воспитания в школе является формирование гражданского сознания, то наиболее благоприятное для его интеграции среда — социальные дисциплины: обществознание, история, литература  и т.п. Связь с упомянутыми предметами неминуемы и поэтому проблематика коррупции рассматривается с использованием понятий юридических, политических, исторических и экономических наук.

    Основные компоненты системы антикоррупционного воспитания в школе:

    •  отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
    •  антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на уроках обществознания;
    •  обретение опыта решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и учащихся;
    •  педагогическая деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.

     В начальной школе, в предмете «Окружающий мир» Федеральным государственным стандартом в разделе «Человек и общество» предусмотрено изучение ряда тем, способствующих формированию компонентов антикоррупционного сознания. Это такие темы, как:

    Общество – люди, которых объединяет общая культура и которые связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
    Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Человек – создатель и носитель культуры. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
    Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
    Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых.
    Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
    В рамках уроков обществознания и истории рассматриваются элементы  по антикоррупционной проблематике.

    Для учащихся также проводятся классные часы в форме дискуссий и ролевых игр со следующей тематикой:

    1. Быть честным. По законам справедливости.

    2. Проблема «обходного» пути.

    3. Откуда берутся запреты?

    4. Быть представителем власти. Властные полномочия.

    5. Когда все в твоих руках.

    6. Что такое коррупция? Как решить проблему коррупции?

    7. Закон и необходимость его соблюдения.

    8. Государство и человек: конфликт интересов.

    9. Требования к человеку, обличенному властью.

    10. Зачем нужна дисциплина? Преимущество соблюдения законов.

    Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:  

    устава с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;
    адреса и телефоны органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.
    Информирование родительской общественности о расходовании средств, поступивших в качестве добровольных пожертвований.

    Размещение на школьном сайте информации о реализации планируемых мероприятий

    Предвиденный результат — сформированная личность, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, которая не желает мириться с проявлениями коррупции. Личность, которая способна и желает устранить коррупцию.

    Полезные ссылки: 

    Сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации

    «Специальная линия «Нет коррупции!» http://www.zakon.gov.spb.ru/hot_line 
    Сайт президента России http://www.uznai-prezidenta.ru/

    Информационно-правовой ресурс для детей http://www.pravadetey.ru/index.html 

    Детский правовой сайт http://mir.pravo.by/

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie